Путешествие по «Индустриальному миру Александра Родченко»

 Путешествие по «Индустриальному миру Александра Родченко»

В рамках «ЗИМфест. Наследие модернизма»* в «ЗИМ Галерее» проходит выставка работ фотографа Александра Родченко – основоположника конструктивизма и родоначальника дизайна и рекламы в СССР. Редакция журнала «Сом» совместно с куратором выставки Арменом Арутюновым прошла по индустриальному миру Родченко. Рассказываем, что мы увидели на выставке, и почему вам тоже стоит успеть посмотреть до 30 июня.


*«ЗИМфест» проект концептуального жилого комплекса «ЗИМ Галерея», созданный, чтобы познакомить самарцев с модернизмом во всех его проявлениях от архитектуры до музыки. 


В начале выставки посетителей встречает сам Александр Родченко. А точнее – его портрет, сделанный выдающимся кинооператором Михаилом Кауфманом.

«Михаил Кауфман снимал документальный фильм «Человеком с киноаппаратом». Кстати говоря, еще один повод прийти на выставку – посмотреть киноленту. Эта работа не связана напрямую с творчеством Родченко, но в ней Кауфман, скорее всего, использовал его ракурсы».

Путешествие по выставке дает более концентрированное понимание, что такое ракурсная съемка.

Далее  экспозиция переносит нас в 1922 год – период, когда Александр увлекался абстрактными композициями. Здесь можно увидеть одни из самых знаменитых работ художника, на которых изображены лестница и шуховская башня. В этих и других снимках отображается опыт и стиль Родченко как живописца и графика: художник использовал непривычные для того времени фото-ракурсы.

Фотография Родченко на несколько десятилетий опередила развитие фотоискусства. Сейчас его работы кажутся нам обыденными и понятными. А для фотографии 20-х годов прошлого века это было новаторством. Однако феномен работ Александра Родченко осознали только в 80-е годы.

«Как настоящий модернист Александр Родченко боролся против застарелых методов. Например, со съемкой “с пупа”, когда фотоаппарат ставился на треногу или штатив, что приводило к одному и тому же ракурсу. Родченко считал, что разнообразие ракурсов больше раскрывает предмет съемки. В пример он приводил Эйфелеву башню. Он ездил в Париж в 1925-м году оформлять советский павильон на Всемирной выставке. Впервый раз Родченко увидел Эйфелеву башню издалека – она не произвела на него никакого впечатления. Но проезжая мимо нее на автобусе, он увидел вблизи конструкцию башни, устремленную ввысь, и восхитился».

Уникальная коллекция «Мультимедиа Арт Музея» дает возможность окунуться в индустриальный мир Самары через сравнение с Москвой. 

Экспозиция «Индустриальный мир Александра Родченко» представлена «Мультимедиа Арт Музеем». Она содержит в себе 55 работ художника и состоит из нескольких блоков. Однако в Самаре она отличается от оригинальной: работы выстроены иначе. Каждый блок экспозиции связан с самарскими реалиями. 

«Родченко снимал в основном Москву. Хотя в экспозиции представлено несколько фотографий из Нижнего Новгорода. По сути художник был свидетелем начала индустриализации в СССР и одним из главных людей, который ее запечатлел. Во время просмотра выставки стоит держать в голове мысль, что абсолютно те же самые события, происходившие в Москве, одновременно были и в Самаре. На территории Завода имени Масленникова так же были шуховские башни, а напротив него построили фабрику-кухню: здесь была та же самая индустриальная романтика. Единственное, у нас не было гениального Родченко, который мог бы это увидеть через какой-то художественный образ».

Следующий блок «Индустриального мира Александра Родченко» – это тема радио. Художник говорил, что фотография очень эстетична сама по себе, и поэтому, он иногда занимался наукой, чтобы немного отойти от бесконечной эстетики. Родченко изобретал различные аппараты и собирал их в мастерской. А поэтому здесь представлены фотографии шуховских башен.

«По воспоминаниям Варвары Степановой, жены Родченко, они круглые сутки слушали радио. И в мастерской художника было четыре радиоприемника, собранные им самим по каким-то схемам – он был радиолюбителем.

В этой части экспозиции изображен спиртзавод. Да, тематически он не относится к теме радио, но его металлические конструкции очень хорошо перекликаются с той же шуховской башней. Похожие башни были и на заводе имени Масленникова, только водонапорные. Но состояли они из тех же гипогалоидов, что изобрел в конце XIX века изобрел Владимир Шухов».

За темой радио следуют газеты. Андрей Родченко много снимал для печатных изданий, в частности для «Гудка». Поэтому по его снимкам можно отследить технологический прогресс Советского Союза.

«Здесь мы частично можем увидеть, как работает конвейер по производству газет в 20-е годы. Также в этом блоке раскрывается тема дерева снимками с Вахтанского Механического завода в Нижнем Новгороде – еще одна параллель с Самарой. Далеко не все самарцы знают, почему улица Лесная так. На берегу Волги, там, где сейчас находится Ладья, были лесные пристани, куда сплавляли лес. Там же делались и лесозаготовки, как на заводе Вахтан».

Далее экспозиция предлагает порассуждать на тему еды. Сам автор, раскрывая ее не обходится без иронии.

«Родченко был против постановочных съемок. Да, у него есть серия с Владимиром Маяковским, например. В остальном же художник был сторонником скрытой съемки, когда человек не знает, что его фотографируют – таким образом раскрывается его настоящий портрет. Если говорить о фотографиях кухарок, то  одной стороны фабрика-кухня боролась с женским кухонным рабством. Но на фотографиях – одни женщины. И они помогают другим женщинам бороться с кухонным рабством».

Еще один блок выставке полностью посвящен энергетике и архитектуре. В нем показана индустриализация в Советского Союза, которая была невозможна плана ГОЭРЛО и плана электрификации России под руководством Глеба Кржижановского, выпускника самарского реального училища.

Здесь можно увидеть снимки МОГЭС – объединение московских станций ГЭС-1 и ГЭС-2.

В серии, посвященной автомобильному производству, много снимков деталей: шестеренки, валы и даже крылья автомобилей, производимых на ЗИЛ.  Большой отголосок на фотографиях оставляет художественный опыт Александра Родченко – все они похожи на абстрактную живопись.

«В то время все воспринимали фотографию как обычную фиксацию момента. Родченко был против этого. Он добивался, чтобы это стало полноценным искусством».

Завершается путешествие по миру индустриализации серией снимков завода «Серп и Молот» – своеобразный привет самарской фабрике-кухне. Здесь представлена металлургия с её тяжелыми элементами. На многих фотографиях интересный ракурс по диагонали обусловлен не только конструктивизмом, но и простой попыткой уместить в кадре все необходимые объекты. 

 «Серп и Молот» для завершения экспозиции выбран неслучайно. Александр Родченко всегда думал о будущем. А крупнейший завод Москвы был символом индустриализации страны, а соответственно, и прогрессивного будущего. 

Печатала: Ксения Ионихина

Фоткала: Ксения Вострикова

Похожие записи

Оставьте свой ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *