«Хотим, чтобы театр был как кино — обсуждаемый, популярный и доступный»: как работает театр «Форма Т»
В декабре прошлого года в городе появился молодой театральный коллектив «Форма Т», который уже стал победителем в номинации «Лучший молодежный спектакль» в Самарской области. Ребята не ограничиваются жанрами и не ставят рамки, а наоборот, всегда стремятся к эксперименту, к ломанию шаблонов, чтобы показать зрителям что-то новое и неожиданное. Редакция «Сом» узнала у режиссёров Екатерины Заведеевой, Андрея Чепыжова и Руслана Иванова, как и зачем возник новый независимый театр в Самаре.
Текст: Данила Князев
— Перенесемся в самое начало: когда у вас зародилась идея создать театр «Форма Т»?
В 2016 году девочки из нашего коллектива учились на одном курсе Самарского областного училища культуры. Под руководством Павла Синёва мы создали творческую команду и поставили дипломный спектакль по пьесе Р. Тома «Восемь любящих женщин». Спектакль вызвал интерес у публики, а после выпуска нас пригласили в рамках проекта «Место Молодым» в театр «Место Действия».
Мы решили двигаться дальше, но возникла проблема: в труппе не было парней. Но в театр «Место Действия» пришли подрабатывать будущие режиссёры Андрей Чепыжов и Руслан Иванов, которые быстро подружились с Павлом Синёвым и были приглашены к участию в спектакле «Дом, который построил Свифт». Это стало отправной точкой в совместной работе нашего коллектива.
— Театр «Место Действия» стал площадкой, чтобы вы поняли, что можете делать что-то свое?
— Любой творческий человек хочет сделать свое. Мы оба учились на режиссерском отделении. И эта идея – сделать что-то свое – должна зародиться еще до начала обучения, чтобы пойти учиться на режиссуру. Мы просто нашли друг друга, соединились и стали делать что-то свое. Многие студенты-режиссеры или актеры хотят этого же, но им часто не хватает друзей, чтобы начать что-то делать. (Руслан Иванов)
— Всегда чего-то не хватает: Театр – это команда. И это сложно: найти, соединиться. И большая удача, когда все находится и все складывается! (Екатерина Заведеева)
— Чем ваш театр отличается от остальных?
— Когда мы думали об этом, исписывали сотни листов, ругались. Одним из пунктов стала свобода. Свободный театр, который может быть в любой форме. Сейчас у нас установилось три работы и сейчас в работе еще один. И они все разные: «Белый» — это пластический театр, «Вдовы» — это абсурд, «Сказки простого карандаша» — сказка-терапия. Это и жанровая свобода, и свобода пространства: мы можем делать театр везде. И это важно, потому что часто молодые актеры сталкиваются с тем, что нельзя сразу после выпуска из училища стать актером: побудь монтером, посиди в масовке… А здесь – я сегодня играю, завтра поставлю свой спектакль, послезавтра – вместе со всеми шью костюмы. И все в таком положении. (Екатерина Заведеева)
— Вы любите экспериментировать. Может ли бы такое, что для зрителя форма покажется слишком сложной и Самара такое не воспримет?
— У нас был такой спектакль: два с половиной часа чего-то непонятного для зрителя. Мы понимали, что покажем его раза два. Страх, конечно, есть. Но для чего тогда делать? Даже если мы найдем двух-трех человек, которым понравится, и они дадут нам веру, что мы это делаем не только для себя, тогда мы будем это делать.
— Спектакль никогда не ставится для того, чтобы просто собрать большой зал. Ты ставишь, потому что у тебя у самого горит. (Екатерина Заведеева)
— Мы стремимся не дать ответ, а задать вопрос. Если у зрителя возникает много вопросов – это очень круто. Может быть, мы какие-то позиции и точки зрения превносим, но мы всегда стараемся сделать так, чтобы вопрос возник в самом человеке. (Руслан Иванов)
— Как у вас формируется идея, выбираются форма и жанр?
— Какой-то материал либо совершенно случайно возникает у тебя в голове, либо что-то в тебе отражается. Вообще не любую пьесу хочется ставить, не любые тексты хочется переносить на сцену. Какой-то материал хорош просто для чтения. Если стукает в режиссерском мозгу: «вот это нужно увидеть со сцены, тогда начинается процесс: «ребята, собираемся на первую репетицию». Например, как начался «Белый»? Ко мне просто подошла Елена Гребенькова, наш хореограф, и сказала: «Руслан, я очень хочу сделать пластический спектакль, но мне очень нужна помощь режиссера, потому что я не знаю, во что это собрать». И мы с ней просто сели, поговорили, как друзья, и выявили конкретику. (Руслан Иванов)
— В годы Великой депрессии в США, у кинематографа была цель – верить в человека, что все будет хорошо. Сейчас в тревожное время нужно утешить зрителя или наоборот сказать, что все будет круто, еще подождем и настанут хорошие времена?
— Ну у нас нет какой-то конкретной задачи утешительной. Мы скорее говорим о вечных каких-то вещах, которые не зависят от ситуации конкретной. Это такие вопросы, которые актуальны и сто лет назад были бы в большинстве своем. Допустим, у меня спектакль о любви. Это классно, меня это трогает, для меня это важно. Поэтому я про это делаю. Но у меня ведь нет задачи утешительной для зрителя, что вот все придут и преисполнятся любовью и утешатся. Я об этом не думаю. (Екатерина Заведеева)
— Например, мы ставим спектакль «Вдовы», а потом к нам прилетает отзыв женщины, которая пишет: «Я вдова, у меня умер 3 года назад муж. Я ожидала, что для меня будет тяжело смотреть, для меня это был вызов. Но мне не было тяжело, всё классно, всем спасибо большое!». И мы читали такие и «Офигеть!». (Руслан Иванов)
— В первую очередь хочется просто человеческого. Мы во многом пытаемся сделать комьюнити. Мы, когда определяли все роли и задачи театра, во многом было его актуализировать среди молодых людей. У нас сейчас из молодых людей в театры ходят люди, которые на это учатся. Мы хотим, чтобы театр был как кино — обсуждаемый, популярный и доступный. Это такая форма искусства, которую почему-то принято называть в широком круге полумертвой. Ты говоришь про театр, а люди представляют, что туда ходят бабушки или совсем дети. (Екатерина Заведеева)
— Уже целых две задачи: создать какое-то комьюнити и разрушить стереотипы о театре.
— Да, во многом. Показать просто разные стороны. Потому что они на самом деле есть. Мы говорим, что хотим экспериментировать, выходить за рамки. Но мы прям нового в масштабе мирового театра ничего не делаем. Мы сейчас не в том положении, чтобы делать это. Мы пытаемся донести, что театр тоже бывает разный, что можно прийти в театр за разными эмоциями, а не только на комедию или драму. Можно прийти и за 10 минут успеть и поплакать, и посмеяться. (Руслан Иванов)
— Как у вас происходит подбор актеров?
— С мальчиками, как обычно, в театрах были проблемы. Потому что есть стереотип, что театр – это женское дело. Я понимал, что нужен парень определенного типажа. И было много проб. Я человек, который не очень любит впускать в круг неизвестных людей. Но это была необходимая мера. У нас был один актер из пластилинового дождя, который пробовался на роль. И другой актер из мастерской Ирины Анатольевны Сидоренко, с ее курса. Мы начали с ними репетировать, все было хорошо. И в один момент ученик Ирины Анатольевны говорит: «ну все, меня не пускают, пока». Такое бывает. Он мне нравился: он харизматичный, так схватил все сразу. И где брать нового? Я написал подруге, что мне нужен мальчик. И она прислала список скриншотов ее знакомых. И я выбрал одного, написал ему в тот же день. Он мне говорит, давайте попробуем. Так у нас в коллективе появился Даня, который играет в пластическом спектакле «Белый». (Андрей Чепыжов)
— У вас есть какие-то ритуалы в коллективе?
— У нас их миллиард и много стыдных. Коллективных и индивидуальных. Каждый спектакль рождаются новые приколы. Например, мы всегда танцуем перед выходом на сцену. Иногда кто-то под свою музыку или для какой-то конкретной роли. Мы с девченками еще с училища обязательно танцуем под «Фантазёра». (Екатерина Заведеева)
— Официально вы открылись в декабре прошлого года. А уже успели получить первое место в номинации «Лучший молодёжный спектакль» Фестиваля «Театральное Приволжье 2023».
— Это очень неожиданно и приятно. Театральное «Приволжье» — это региональный конкурс от министерства культуры, который проводится каждый год. Весь ПФО охватывается, отправляются молодежные и детские спектакли. Из Самарской области было выслано свыше ста работ, и мы стали одними из лучших. На самом деле мы ни на что не рассчитывали. Как обычно, я вот сижу и мониторю фестивали и конкурсы для участия. А потом звонят и говорят, что мы молодцы. (Екатерина Заведеева)