Куратор киноклуба «Треугольник»: «С февраля 2022-го у отечественного кино появилась новая миссия — не умереть»
С больших экранов пропала большая часть европейских фильмов и зарубежных блокбастеров. Редакция журнала «Сом» поговорила с Никитой Никитиным — журналистом медиа-издания «Бюллетень кинопрокатчика», обозревателем кино и куратором киноклуба «Треугольник» — о российской киноиндустрии, отечественных фильмах и внутренней кухни киноклуба.
Слова: Ксения Вострикова
Чем занимается киноаналитик?
Аналитик кинопроката — специальный отраслевой журналист, который пишет о кино как о бизнесе. Кинопроизводство, работа кинотеатров, киноиндустрия как отрасль — моя сфера.
Мы с коллегами стараемся прогнозировать кассовые успехи фильмов, для чего проводим много аналитической работы: берем интервью у экспертов и участников рынка и так далее. Аналитики пишут своеобразные рецензии, которые называются скринингами, где оцениваются коммерческий, зрительский потенциал фильмов.
Для чего существует киноклуб «Треугольник» в Самаре?
Киноклуб «Треугольник», как и «Художественный» в целом, нужен, чтобы помогать самарцам следить за современным кинопроцессом. Крупному городу нужна культурная институция вокруг кино. До расцвета «Художественного» им был «Ракурс», а теперь наш «Треугольник», продолжает многолетние киноклубные традиции Самары. Мы знакомим всех интересующихся с новинками, обсуждаем фильмы, которые относятся к искусству кино.
Мы площадка для дискуссий — важно формировать среду вокруг кино, чтобы люди, которые смотрят, обсуждают и создают кино в Самаре могли объединяться, встречаться. «Художественный» формирует коммуникативные цепочки: для наших зрителей мы приглашаем экспертов, с которыми обсуждаем кино, а к людям, увлеченным у нас производством фильмов, приглашаем уже столичных кинематографистов. Они же, в свою очередь, занимаются кинопроизводством на профессиональном уровне.
Еще одна наша задача — создавать каналы связи между самарским кино и другим региональным кинематографом. Объединяться нужно не только со столичными, но и с локальными участниками киноиндустрии. Посмотрите на якутское кино, оно активно развивается. Мы хотим показать, что и в Самаре тоже можно снимать кино на профессиональном уровне.
Кто ходит в «Треугольник»?
Преимущественно наш клуб посещают студенты и люди в среднем от 35 лет. Для кого-то это способ социализации, возможность сходить в «третье место», кроме работы и дома. Многие приходят посмотреть, поспорить, высказать свою точку зрения. Приходит немало интересных творческих людей, каждый из которых смотрит кино как психолог, оператор, критик. К сожалению, определенную прослойку творческих ребят в лице студентов мы упускаем.
Я нахожусь на прямой связи с сотрудниками «Художественного» — вместе выбираем конкретные фильмы, которые в следующем месяце будут показываться, занимаемся репертуарным планированием. Сюда входят не только отдельные показы, но и ретроспективы, мероприятия с кинокритиками и прочее. Также коллективно решаем, каких экспертов или специальных гостей приглашаем. Из недавних ярких гостей могу вспомнить Антона Долина (прим.ред — признан в России иностранным агентом) и Александра Шебанова.
Какую главную цель вы видите, приглашая таких людей?
Конечно, мне интересны эти эксперты, поэтому особенно приятно знакомить их с самарцами. Перед встречей всегда переживаешь, как пройдет мероприятие: будет ли гость интересно отвечать на вопросы, и будут ли, в свою очередь, вопросы зрителей интересны самому гостю. Но пока каждый раз мои переживания оказывались напрасными. Одни встречи проходят в уютной дружеской атмосфере, другие проходят энергично, на драйве, на одном дыхании.
По итогу о всех наших гостях я вспоминаю с теплотой, в том числе и о незапланированной встрече на День российского кино с молодым режиссером и постановщиком музыкальных клипов Виталием Капитоновым. На него пришла преимущественно профессиональная аудитория, молодые самарские кинематографисты, и они нашли с гостем много общих тем для разговора, синергия между спикером и залом возникла.
Прошлый год показал, что при должных усилиях привести в Самару можно абсолютно любого эксперта, так что, надеюсь, мы продолжим радовать самарцев необычными гостями и в новом году.
Уже почти как год из России ушли The Walt Disney Company, Paramount Pictures, Warner Bros. и другие. Как вы думаете, у российских кинотеатров проблемы?
Да, это проблема. Остановился маховик глобальной рекламы, а крупные зарубежные релизы обеспечивали трафик кинотеатрам и торговым центрам. Многие зрители сегодня убеждены, что кинотеатры еще с пандемии стоят закрытыми.
Пока приходится смотреть то, что есть, осваивать новые кинотерритории. То же южнокорейское кино — лучший на сегодня жанровый кинематограф мира, который может послужить образцом для многих других стран, в том числе для нашей.
Но на самом деле в наших кинотеатрах и выходит самое разное жанровое кино — независимое американское, европейское, азиатские фильмы. И без Голливуда остаются компании, готовые поставлять в Россию фильмы. Дистрибьюторы поднаторели на поставке европейского детского семейного кино, мелодрам.
Раньше семейная аудитория выбирала в кино голливудские студийные мультфильмы, комикс-блокбастеры; прозаичному семейному кино не было места в репертуаре. Но в текущих условиях мало- и среднебюджетные отечественные семейные картины стали рыночным продуктом. Посмотрим, что получится из любопытного тренда.
Также сегодня востребованы событийные показы классики, ретроспективы. Например, недавно с заметным успехом в «Художественном» прошли показы сразу нескольких фильмов Джима Джармуша, «Неба над Берлином» Вима Вендерса.
Что смотрели самарцы в период январских каникул?
Если мы говорим про кинотеатры, то те же самые фильмы, что и везде: «Чебурашка», «Непослушник 2». Грубо говоря, что было в репертуаре, на то и ходили.
А что насчёт фильма «Чебурашка?» Почему фильм стал настолько кассовым?
Этот фильм — некий феномен. «Чебурашка» уже побил рекорды по сборам в истории современного российского проката. Запас прочности у него есть до конца февраля, и фильм точно должен собрать более 6 млрд рублей и 20 млн проданных билетов. Пока мы с вами разговариваем, люди продолжают на него ходить.
Продюсеры грамотно и хитро сформулировали свое предложение для потенциальной аудитории — «купи своему ребенку билет в твое детство». Поделиться этим интересно каждому родителю, и за счет объединения разных поколений в одном кинозале «Чебурашка» сейчас и собирает свои миллионы.
Но, когда картина создает сильный эффект на аудиторию, дело уже не только в грамотной рекламе, рыночной конъюнктуре или «сарафанном радио». Тут уже можно говорить о серьезном социокультурном аспекте. «Чебурашка» явно попал в какой-то подсознательный коллективный зрительский запрос. Судя по всему, этот яркий, солнечный и беззаботный фильм помог многим зрителям отвлечься от тяжелой внешней повестки, послужил эскапистской таблеткой.
Возможно, если бы фильм вышел в другой обстановке, например, по соседству с официально выпущенным «Аватаром 2», он собрал бы меньше, либо те же деньги, но не так быстро. В любом случае фильм был бы успешен, ведь он привлек всех, не только семьи с детьми, но и молодого зрителя. У молодежи был свой, чисто спортивный интерес к фильму — испортят ли каноничного «Чебурашку»? А если испортят, то как?
Что вы можете сказать о современной российской киноиндустрии в целом?
С февраля прошлого года у отечественного кино появилась новая миссия — не дать умереть. Минкультом было выделено несколько миллиардов рублей для поддержки производства крупнобюджетного российского кино, но картины, снятые с участием этих денег, начнут появляться в лучшем случае в конце этого года. Индустрии требуется импортозаместить крупный голливудский контент.
В скором времени должны выйти «Вызов», «Холоп 2», «Лёд 3», другие перспективные ленты. Проблема в том, что эти фильмы снимаются долго, а кинотеатры должны как-то выживать уже сейчас.
Ещё год назад отраслевой задачей было повышение русской доли в кинопрокате. Проще говоря, сделать так, чтобы российские зрители, стоя перед кассой кинотеатра, чаще выбирали отечественный фильм. Во многом это получилось.
Наша молодая кинематография прошла большой путь по превращению в полноценную индустрию. В России стало появляться больше фильмов самых разных жанров, интересных различной аудитории. За прошедшие двадцать лет наше кино многому научилось: мы ушли от камерности, стали работать в не популярных ранее жанрах. Появились молодые режиссеры, способные производить увлекательные жанровые работы, которые при этом отражают современную реальность и социальные проблемы.
Какие имена в отечественном кино вы можете выделить? На кого стоит обратить внимание?
Я всем советую три интересные российские картины прошлого года — «Экспресс» Руслана Братова, «Далёкие близкие» Ивана Соснина и «По-мужски» Максима Кулагина. К примеру, «Экспресс» можно описать как фильм, в котором хулиганский сюжет в духе работ Гая Ричи разворачивается в декорациях такой остросоциальной драмы, как «Разжимая кулаки» Киры Коваленко.
Это как раз те молодые режиссеры, которые научились совмещать узнаваемую для зрителей российскую фактуру с голливудским уровнем увлекательности. Хочется верить, что за этими и другими молодыми режиссерами будущее.