Гид: что смотреть на выставке «После фотографии» в галерее «Виктория»
31 марта в галерее «Виктория» открылась международная выставка «После фотографии». Ее куратор Кристина Сырчикова смогла собрать воедино художников из России, а также из стран Европы и даже США. Пространство выставки — проект исследования современной фотографии, которая стала доступным каждому средством коммуникации в социальных сетях. Ежедневно мы создаем миллионы бытовых снимков, они занимают гигабайты нашей памяти. Возникает вопрос — что именно является критерием для опознания художественности того или иного снимка, и какие существуют возможности фотографии как жанра.
Текст и снимки: Данила Князев
Сергей Братков, «Уехать Забыть»
Харьковский художник, знакомый самарскому зрителю как куратор последней выставки «Близко. Далеко. Ближе», в своей работе объединяет неоновую надпись с концептуальной фотографией. Слоган «Уехать Забыть» затрагивает тему миграции и прощания с родными местами — печально актуальными в наше время.
Питер Бэнкс, «Пазл-портрет в клетке»
На фотоскульптурах британского художника заметно увлечение автора геометрией, движением и конструкцией. Черно-белый портрет, заключенный в квадратную решетку, сконструирован из мельчайших элементов, что позволяет зрителю рассматривать его с разных ракурсов и манипулировать изображением, разбирать или собирать его заново.
Вольфганг Тильманс, «Вольное плавание 119»
Художник из германского Ремшайда обращается к абстракции, экспериментируя со светом и светочувствительной бумагой. Работа не похожа на фотографии в привычном представлении — при их создании художник не использовал камеру. Благодаря своеобразной технике, Тильманс создает неожиданные оптические эффекты. Кажется, что перед нами растекаются волны песка, просторы галактики, свирепые бури.
Ирина Нахова, «Гладильные доски»
Представительница московского концептуализма считается автором первых российских «тотальных инсталляций». На гладильных досках напечатаны изображения женских спин. Рядом – электрические утюги с аналогичным «отпечатком», будто бы явившимся результатом насильственного действия. Детали работы отсылают к пыткам. Помимо этого, форма гладильных досок напоминает готические окна, что добавляет работе религиозные оттенки. Художница через фотографический образ осмысляет политические, социальные и антропологические вопросы женщины в современном мире.
Людмила Калиниченко, «Ешь, пока естся, и пей, пока пьется»
Художница из Миасса живет и работает в Екатеринбурге. Ее интересует тема перформативности изображения, возможностей постинтернета, связи в современных сообществах через эффект copy & paste. В 2021 году она предоставляла свои работы на выставке «Странные агенты» в Victoria Underground. В своем проекте она обращается к семейному архиву фотографии, который бабушка Людмилы случайным образом выбросила. Художница пересобрала альбом, тем самым восстановив документально свой род. В работу также вошли коллажи из найденных снимков, бытовых объектов, кулинарных рецептов и истории семьи.
Юлия Абзалтдинова, «Красная нить»
Художница собирала разорванные фотографии и сшивала красной нитью, восстанавливая их как хирург. Ее заинтересовало, зачем были сделаны эти снимки, что на них изображено и почему их решили уничтожить? К каждому объекту есть объяснения, почему фотографии оказались не нужны их владельцам. Таким образом, фотография преобразуется автором в собственное произведение.
Катя Новичкова, «Приближение»
Художница родом из Таллинна — участница Венецианской биеннале 2017 года. В своих работах она заимствует изображения из интернета и переводит их в материальный мир. «Если бы ты только видел, что видел я твоими глазами» — меткая фраза из фильма «Бегущий по лезвию» отсылает к сложности видения сути в современных массивах данных. Так, мы смотрим на изображение леопарда в очках ночного видения, а не своими глазами. Фотография как «протез» для глаза и сознания, посредством которого мы действуем в реальности.
Выставка работает до 21 мая
Вход — 200 рублей
Некрасовская, 2