«Нас уже не станет, а будущие поколения будут радоваться»: основательница мастерской по перекраске старой мебели о любимом деле, экологичности и эстетическом наследии
Зарина Яковлева уже пять лет занимается перекраской старой мебели и созданием интерьеров, в которые одинаково органично вписываются современный минималистичный журнальный столик и, например, раритетный буфет. За это время она успела по-настоящему полюбить свое дело, поработать с «Икеей» и Музеем-усадьбой Алексея Толстого, а также провести сотни мастер-классов и лекций по перекраске старинных бытовых артефактов. Расспросили Зарину о том, с чего начинался ее путь, что люди чаще всего хотят изменить в мебели, и почему творческий процесс иногда важнее результата.
Слова: Настя Буданова
Снимки: инстаграм героя
От экспериментов в собственной гостиной до любимого дела
Моя любовь к преображению мебели началась с перекраски дверей из массива ясеня и деревянных рам в моей новой квартире. Там уже был неплохой ремонт, но я хотела переделать жилье под себя. Сначала, правда, я попросила перекрасить двери бригаду рабочих, но они наотрез отказались. В итоге сделала все сама, а теперь этим дверям 10 лет — мы уже продали квартиру, но новые владельцы с удовольствием ими пользуются.
После переделки дверей я начала изучать тему подробнее, а потом пошла на обучение к Дарье Геллер (основательница бренда Daria Geiler, занимающегося созданием экокрасок и проведением мастер-классов по домашнему декору — примечание «Сома»). В результате я поняла, что качественно и красиво обновить интерьер можно своими силами — в домашних условиях и без дорогих инструментов. Поэтому я начала посещать семинары, онлайн мастер-классы и все глубже вникать в процесс. А еще я проходила курсы повышения квалификации по дизайну мебели. До того, как заняться декором, я работала маркетологом в офисе, проводила социологические исследования, но потом ушла в декрет и тогда увлеклась покраской. Так со временем хобби превратилось в любимое дело.
Экологичная красота
В декабре 2020 года у меня была совместная выставка с «Икеа». Она проходила в рамках масштабного проекта, созданного для поддержки людей, которые хотели бы стать более экологичными и дарить вещам «вторую жизнь». Это была коммерческая инициатива магазина, поэтому я взяла несколько предметов мебели, согласовав их с фирмой. Кстати, мебель была не только из «Икеа» — половина предметов были старинными. Перекрасив их, мы показали, что мебели можно дать второй шанс, и что это экологичнее, чем покупать новую.
Экологичность важна для меня, но я ратую и за красоту — я стараюсь выбирать цвет и форму мебели под конкретный интерьер, под человека или его образ жизни. А еще важно сохранить наследие — есть буфеты, которые сейчас не выпускают, а они вполне хорошо подходят для современных интерьеров. Если бы в последнее десятилетие эта мода не пришла, наши дети и внуки не знали бы, что такое буфет.
Еще я горжусь проектом, который мы сделали для Музея-усадьбы Алексея Толстого в Самаре. Мы перекрасили гардеробную зону на входной группе, создали там площадку для магазина, отделали все деревом, покрасили и преобразили. Я люблю говорить о том, что это музей — а значит все тут сделано на продолжительное время. Нас уже не станет, а будущие поколения будут радоваться.
Тонкости переделки, старинные предметы и творческое вдохновение
К сожалению, не вся мебель поддается переделке. Я всегда советую перед покраской решить — заслуживает ли эта вещь столько внимания, сил и затрат материалов или нет? Иногда мне присылают в директ огромные советские стенки из не самых качественных материалов, некрасивой формы и с отвалившейся дверцей. В таких случаях стоит переделывать, только если эта вещь важна как память.
Меня радует, что часто просят переделать кухонные фасады, межкомнатные двери, или когда мы совместно с заказчиком подбираем предмет для интерьера индивидуально. Обычно все проекты делятся 50 на 50 — в половине случаев нужно украсить интерьер с нуля, а в остальных — вписать уже имеющеюся мебель в интерьер временного жилья клиента.
Еще вспоминаются предметы мебели, которые принадлежали родственникам заказчиков: комод и прялка от бабушки, например. Многие трепетно относятся к семейным вещам. В этом случае акцент делается не на красоте, а на оригинальности. Например, прялку мы реставрировали так, чтобы результат был максимально близок к оригиналу. А бывает, что приносят какой-нибудь комод, который снаружи нужно покрасить, а внутри оставить все как есть — в память о бабушке.
Также мне нравится работать над помещением комплексно. Когда просят, к примеру, покрасить комод в зеленый, а я не знаю, где он будет стоять, и как им будут пользоваться, понять задачу сложнее. Я люблю работать над целым кафе или магазином, выстраивать интерьер вокруг предмета. Тогда я подбираю не только цвет мебели, но и фон, на котором она будет выгодно смотреться, а после этого объединяю все в финальную концепцию. Если это комод, то интересно сразу задуматься над тем, какую картину над ним повесить и какую раму использовать.
Помимо покраски мебели, я занимаюсь обучением людей, проведением мастер-классов и лекций на всевозможные темы — от создания декора и картин до работы с эпоксидной смолой и, конечно же, покраски мебели. Иногда ко мне приходят и просто ради самого процесса. Приносят мебель и выбирают какой-то невообразимый цвет. Я говорю: «Вы что, этот цвет не подойдет!», но для людей самое главное — получить заряд энергии, несколько часов провести в творческой атмосфере и вдохновиться.